Муниципальный профессиональный конкурс
«Учитель года»
Мастер-класс
Тема:«Дидактические игры в обучении
младших школьников»
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
МБОУ лицея № 4
Малахова О.И.
г.Данков
2009 г.
В последние годы всё большее распространение получают
игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно –
воспитательного процесса.
Необходимость их использования в начальной школе очевидна, поскольку обучение
детей начинается с шестилетнего возраста.
Происходит резкая смена ведущих видов
деятельности: игровая деятельность сменятся учебной, что отрицательно
сказывается на развитии ребенка. Переходной формой
от игры к учебе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с
игровой формой его организации. Именно она позволяет «размыть» грань
между игрой и учебой, сделать смену ведущих видов деятельности менее ощутимой
для ребенка. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает
процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у школьников бодрое
рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного
материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или
иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Для организации и проведения дидактической
игры необходимы следующие условия:
·
наличие у учителя
определенных знаний о дидактических играх, умений для их проведения;
·
выразительность
проведения игры;
·
включение
педагога в игру;
·
оптимальное
сочетание занимательности и обучения;
·
средства и
способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать
как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
·
используемая в
дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.
Учителю важно продумать поэтапное
распределение игр на уроке. В начале урока игры проводятся с целью организации
стимулирования активности учащихся; в середине – усвоения темы; игры в конце
урока могут носить поисковый характер. На любом этапе урока игры должны
отвечать следующим требованиям: быть интересными, доступными, увлекательными,
включать учеников в разные виды деятельности.
Применение дидактических игр повышает прочность и качество усвоения
знаний, мотивацию учения, интерес к предмету, если дидактическая игра
методически правильно разработана, соответствует содержанию изучаемой темы,
целям и задачам урока, используется в сочетании с другими методами и формами,
соответствует возрасту и интересам учащихся.
Сегодня я хочу продемонстрировать несколько
дидактических игр, которые использую на своих уроках для достижения
поставленных целей.
Дидактические игры по математике.
1.
«Эстафета»
Карточки
раздаются сидящим за последней партой.
-
Ваша задача решить первый пример и передать карточку впереди сидящим. Они
решают следующий пример и т.д. побеждает та команда, чья карточка первой
окажется у меня в руках.
Описание: На карточках написаны примеры на сложение и вычитание.
Количество примеров соответствует количеству учащихся сидящих в каждом ряду.
Задание: Все ученики, сидящие на последних партах, получают по
одной карточки «Эстафета». Решив первый пример, ученик передает карточку на
следующую парту, впереди сидящему ученику. Карточки приходят на первые парты,
где их собирает учитель.
2.
«Математическая
тучка»
На
доске крепится тучка и капли.
-
Подберите пару к каждой капле.
Описание: Из
бумаги голубого цвета вырезается изображение тучки и к ней крепится карточка с
числом. И также вырезаются капельки с числами.
Задание: На
доску крепится тучка с числом и
капельки. Дети по вызову учителя
выходят к доске и подбирают вторые пары капелек.
3.
«Точно
по курсу»
На
доске плакат с примерами. Внизу кораблики.
- В
море начался шторм, и корабли сбились с курса. Надо им помочь – каждый корабль
провести точно по курсу.
Описание: На доске записываются примеры на умножение и деление
без ответов. Внизу на доске под примерами выставляются кораблики. На парусе
каждого из них записаны числа, которые являются ответами к данным примерам.
Задание: Детям предлагается такая ситуация: в море начался
шторм, и корабли сбились с курса, надо им помочь – каждый корабль провести
точно по курсу. Вызванные к доске учащиеся выходят, берут любой кораблик и
приставляют к тому примеру, который соответствует ответу, записанному на парусе
корабля.
4. «Сколько котят?»
-
Посчитайте и скажите, сколько котят на рисунке. (4)
Описание: На экране изображены домашние животные. Внизу
расположены карточки с цифрами.
Задание: Дети смотрят на рисунок, считают котят и находят
карточку с числом соответствующим
количеству котят.
5. «Сколько станет насекомых, если одна из бабочек улетит?»
-
Сколько станет насекомых, если одна из бабочек улетит? (5)
Описание: На экране изображены насекомые, рыбы, животные. Внизу
расположены карточки с цифрами.
Задание: Дети смотрят на рисунок, считают бабочек, вычитают 1.
Находят карточку с числом соответствующим
ответу.
6. «Сколько жуков надо нарисовать, чтобы и
бабочек и жуков стало поровну?»
-
Сколько
жуков надо нарисовать, чтобы и бабочек и жуков стало поровну? (2)
Описание: На экране изображены насекомые. Внизу расположены
карточки с цифрами.
Задание: Дети смотрят на рисунок, считают бабочек и жуков.
Сравнивают. Вычитают. И находят карточку с числом соответствующим ответу.
7. «Сколько надо добавить мячей, чтобы их
стало 10?»
-
Сколько надо добавить мячей, чтобы их стало 10? (3)
Описание: На экране изображены мячи. Внизу расположены карточки
с цифрами.
Задание: Дети смотрят на рисунок, считают мячи. Из 10 вычитают
7(количество мячей). И находят карточку
с числом соответствующим ответу.
Дидактические игры по русскому языку. (слайд
14)
8.
«Разноцветные
буквы»
-
Все буквы изображены разными цветами. Буквы могут повторяться.
Задание: Найдите
гласные буквы. Сколько их?- 18
Сколько синих согласных? - 7
Сколько зеленых согласных? - 7
Сколько красных согласных? - 5
Сколько оранжевых согласных? – 6
Сколько фиолетовых согласных? - 4
Сколько зеленых согласных? - 29
Описание: Детям предлагается для рассмотрения таблица 7х7 клеток, где в клетках разными цветами
изображены гласные и согласные буквы (использовано 5 цветов).
Задание: Найти гласные
буквы. Сколько их?- 18
Сколько синих согласных? - 7
Сколько зеленых согласных? - 7
Сколько красных согласных? - 5
Сколько оранжевых согласных? – 6
Сколько фиолетовых согласных? - 4
Сколько зеленых согласных? - 29
Ответ дети показывают молча, подняв руки –
числом пальцев. Тот, кто правильно показал первым, получает жетон и показывает
найденные буквы указкой в таблице, а остальные хором проговаривают звуки вместе
с ним. Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов.
9.
«Расставьте
предложения в правильном порядке»
- Почитайте про себя
предложения. Расставьте предложения в правильном порядке. Прочитайте текст.
Описание: На экране появляются предложения, записанные разными
цветами. Внизу появляются кружочки тех
же цветов, расположенные в правильном порядке.
Задание:
Нужно
расположить предложения в соответствии с
цветом. И прочитать получившийся текст.
10.
«Прочитайте
предложение с такой интонацией»
-
Прочитайте текст с такой интонацией. Какое настроение у человека? (плачет, смеется
сквозь слёзы)
Описание: На экране изображено лицо с ярко выраженной мимикой.
Внизу записано предложение.
Задание:
Нужно
определить настроение человека и с интонацией этого настроения прочитать
предложение.
11.
«Живые
слова»
Пятерым
участникам раздаются карточки со словами в произвольном порядке.
-
Поставьте «слова» в таком порядке, чтобы получилось связанное предложение.
«Коля
будет лепить весёлого снеговика»
Описание: К
доске приглашаются учащиеся, выступающие в роли слов, они называют каждый свое
слово по порядку.
Задание:
Классу дается задание
поставить «слова» в таком порядке, чтобы получилось связанное предложение.
«Коля будет лепить весёлого снеговика»
Наш мастер - класс подошёл
к концу.
Спасибо за работу!
|